?

Log in

скоттиш

katya_ko in restavros

Поездка в Романов-Борисоглебск

Он же Тутаев. Поездка была 1-5 января 2007 г.
Итак, начнем.
1 января - не самое лучшее время для того, чтобы куда-то ехать. Особенно если домой вернулся только в 9 утра. Но выбора особенно нет. Не пропускать же поездку из-за того, что не выспалась! Собирала рюкзак на автомате. Выйдя из дома, подумала: "А положила ли я пенку? А спальник?". Мдяяяяя... Что удивительно, оказалось, что ничего важного я все-таки не забыла. Вот что значит опыт!
Билет в поездку я покупала сама и с тех пор ни у кого ничего не узнавала. Но Ярославское направление - самое привычное, и я предположила, что наши встречаются на Комсомольской кольцевой в центре зала. И время предположила. Как оказалось, все предположила правильно (надо же, у меня еще мозги как-то работали!). Ехали мы Ярославским экспрессом. Третьим классом, разумеется. Зачем нам видак, когда можно друг с другом пообщаться? Работать не получалось абсолютно, потому что глаза слипались страшно. От засыпания спасло то, что к нам подсел Костя и болтал с нами полпоездки. А уж с Костей скучно быть не может. Да еще Юрик был рядом.
В электричке. Даниил, Юра, Слава.

В Ярославле нас ждал заказанный автобус системы ЦРБ. Так что ехали мы с комфортом. Дорога - одни холмы и крутые повороты. В темноте. Было немного страшновато. На Волге в Ярославле уже лежал лед. Не везде, а такой рваной паутиной.
Автобус подъехал прямо к школе, где мы должны были жить. Что было очень кстати, потому что рюкзак у меня получился... тяжеловатый, прямо скажем. Я тащила испеченное 31 декабря печенье, маринованные грибы, консервы, да еще и колонки. Но о колонках позже.
Шкла оказалась достаточно теплой и просторной. Девчонок поселили в кабинете иностранных языков, ребят - в кабинете истории. Еще в нашем распоряжении была столовая. Первый ужин был из привезенной с собой еды, что-то варить не было ни времени, ни сил, и из горячего пришлось обойтись роллтонами.


Юра и Катя


Мандарин. Новый год все-таки!


Наташа и чай.


Костя толкает новогоднюю речь. Да, у нас был настоящий самовар, который топил то Даниил, то Анрей Сергеев. Какой же из него вкусный чай!


После ужина сил на что-то, кроме как лечь спать, разумеется, уже не было. Рядом со мной лежали с одной стороны Катя в пуховом спальнике, с другой - Света в огромном толстом синтепоновом. Мой малюсенький тоненький спальник (его обозвали носком) смотрелся рядом с ними оччччень странно. Но, что удивительно, я совершенно не не замерзла!
Утром, конечно, снова был самовар. Снято через окно, поэтому такая грязь.


Штативом для предыдущей фотографии служила замечательная тыква.


Света пожелала с ней сняться.


А по школе ходили всякие темные личности.


После завтрака, разумеется, пошли на экскурсию. Световой день короткий, и надо было довольно много успеть посмотреть. А еще в этот день предполагалось поработать. Мы пошли к ближайшему объекту - Крестовоздвиженскому собору. Шел дождь, поэтому объектив весь в каплях.


Пришел отец Антоний и провел нас внутрь, рассказал о соборе и старинном приеме чтения в церкви и не только.


Потом мы, разумеется, пошли на Валы смотреть на Волгу.




Ну и обязательные фотографии с Валов. Крестовоздвиженский собор (на левом берегу) и Воскресенский (на правом).


Дальше мы пошли к Леонтьевской церкви. Там нас пустили на колокольню. Вот что с нее видно. Фотографии получились почти черно-белые, но в этом виновата погода. Правда-правда!


Настя на колокольню не лазала, осталась вышивать.


А вот еще Крестовоздвиженский собор. Небо в тот момент имело хоть какую-то окраску!


И Валы, конечно.


Дальше пошли в современный центр левобережной части города. Тут экскурсоводом какое-то время был Даниил (обычно Юра, конечно). Верной дорогой идете, товарищи!


Даниил рассказывал о здании 17 века, бывших хлебных амбарах.


Это киот в стене этих амбаров.


В городе сохранилось и немного советской скульптуры. Вот он, эталон красоты советского времени!


В городе сохранилось много интересных каменных и деревянных домиков.


Мезонин этого домика. По-моему, это двуголовый лебедь. В общем, что-то монструозное.


Скворечник для людей.


Еще один резной мезонинчик.


Когда стемнело, мы пообедали (Костя просто герой - не пошел на экскурсию, а остался дома и приготовил нам обед!) и пошли на работу. Ребята пошли на Леонтьевскую что-то таскать, девчонки вместе с Андреем Сергеевым, Мишей и Сергеем Курчаковым - на Крестовоздвиженский перетаскивать дрова внутрь. Передавали их по цепочке, играя при этом в контакт. Когда о. Антоний проходил мимо, развлекал нас загадками. Работали, конечно, уже в темноте, а на другом берегу Волги светился Воскресенский собор. Снято с рук с 12-кратным зумом. :))))


В тот вечер мы знакомились. Просто по очереди вставали из-за стола и говорили немного о себе: как зовут, где учусь, кем работаю, с какого года в реставросе, где была и какие места люблю. И т. д. К нам приходил о. Антоний и один представитель Романовской православной молодежи. После этого мероприятия сил на запланированные танцы не было уже абсолютно. Спаааааать.

На следующее утро (это было уже 3 января) мы поехали на правый берег, в бывший город Борисоглебск. Это сейчас город объединен под названием Тутаев по фамилии бандита-революционера, который пьяным свалился в Волгу и утонул. Дороги, которые в предыдущие дни представляли из себя водянистую кашу, подмерзли и превратились в совершенно гладкий сильно наклонный каток. Ходили тройками-четверками, крепко держась друг за друга. На Волге льда, как в Ярославле, не было, но была ледяная каша у берега.
Даниил и ледяная каша.


Перебираться на другой берег мы должны были на маленьком судне на воздушной подушке "Ирбис", которое бесстрашно шло через эту ледяную кашу.

Ходила и одна моторка, но она с таким скрежетом пробиралась сквозь лед, как маленький ледокол.

Перебирались группами по 8 человек (да, забыла написать, всего нас было 22).


Миша, Наташа, Вика.


Я и Волга.


Маленький Ирбис.


А здесь получилась прямо-таки реклама Ирбиса.


С другого берега, разумется, очень удобно фотографировать наш, левый.
Крестовоздвиженский собор и дом воеводы.


Троицкая церковь. Здесь когда-то был погост. РеставросЪ застал ее еще разваливающейся и сидел встречал рассвет на ее голом куполе.


Церковь Михаила Архангела. До нее мы в этот приезд так и не подошли. Как и до Троицкой.


Казанский храм.


К Воскресенскому собору вела длинная новая лестница, которая и светилась ночью.


Сам Воскресенский собор недавно отреставрирован. Веселенько так. На мой взгляд, ярковато немного, хотя на фотке этого и не видно.

В нем хранится огромная икона Спасителя, с которой летом ходят по всему левому берегу крестным ходом. Мы как раз попали на этот крестный ход, когда приезжали в Романов летом 2005 года после Волокославинской смены, в которой я была командиром. И к этой иконе прикладывались. Разумеется, приложились и еще раз. После Воскресенского собора Юра отвел нас в замечательную ужасно дешевую антикварную лавку. Там были как монеты 17 века и аптечные пузырьки конца 19-го, так и компьютер типа 286-го. Потом пора было уже возвращаться на левый берег.
На лестнице.


Такой одинокий!


Лодочник.


Лед, вода и Казанский собор. Художественно так получилось.


Мы! Еще на правом берегу.


Дома нас опять ждал Костя с обедом. Работали после обеда все на Леонтьевской церкви. Надо было разобрать старый пол в помещении трапезной и понизить уровень грунта на 2 штыка лопаты. В общем, любимое копание. Девушки копают и нагружают носилки, молодые люди их выносят. Копалось легко и интересно. Грунт был легкий и рассыпчатый. Даже не заметила, как прошло 4 часа работы.
После ужина были запланированы танцы. Но Юра сказал, что к нам придет Романовская молодежь. "Их выступление будет емким". Действительно! Они подготовили маленькое выступление из серии про Деда Мороза, Снегурочку, Бабу Ягу иже с ними. Юра был гадким иноверцем (в каком-то татарском халате, с бердашом). Дед Мороз в какой-то момент сбросил пальто и оказался в кольчуге с мечом. Мощный такой Дед Мороз. Мы, разумеется, покатывались от хохота. Юра еще исполнил балладу о Романове и о том, как туда приехали москвичи, а я была при нем гусляром (с гитарой на коленях). Юра время от времени говорил мне: "Погромче". "Здесь печально". Мы водили хоровод после елки, в нем участвовал и отец Антоний (а он иеромонах! Но такой веселый!).
Юра в парике Деда Мороза. В роли хиппи.

А потом Юра объявил танцы. Мдя. Танцы-то я подготовила. Привезла колонки, КПКшку с музыкой, тапочки. Но как же трудно было народ вытянуть на первый танец! Настоящий кошмар! Я их вытягиваю, говорю, что это несложно и весело, а они сидят и молча смотрят на меня как на полную идиотку. В тот момент я думала: "Нафиг мне все это надо? Зачем я тут распинаюсь?" Но все-таки кое-кого удалось вытянуть. Elephant Walk прошел на ура. После этого все сразу стало легче. Люди поняли, что действительно несложно, и бояться нечего. Мы еще изучили "тот танец, где восьмерочки" (Fairy Ring), Branl, которому научила нас 30-го на кейли-вечеринке Юля, "ручеек" или "кадриль" (Strip the Willow) и танцевали каждый по несколько раз. После танцев пили чай, потом до 4 ночи сидели в темном спортзале, освещаемом только елочной гирляндой, и пели песни. Гитара была только у меня, так что и выбор песен был за мной. На следующее утро вставать было, конечно, очень сложно. Я проснулась от Светиного вопроса: "Кать, ты вставать-то будешь?" - и увидела рядом со мной Катю, подскочившую так же, как и я. Оказывается, подъем был полчаса назад, Костя заходил и будил. Но так как и я, и Катя сидели до 4...
После завтрака пошли на экскурсию на колокольный завод. По дороге проходили Леонтьевскую церковь, и мне удалось снять ее с нужного ракурса. Дело в том, что еще вчера мне показалось, что она очень похожа на Крохинскую церковь (до затопления, конечно). Костя сказал тогда: "Возможно", но я была абсолютно уверена. И вот доказательства:
Леонтьевская церковь.


Крохинская церковь. Фото начала 20 века, сделанное Прокудиным-Горским.

Ведь действительно они очень похожи по пропорциям! Завершение и колокольня другие, да и конха на Крохинской церкви обычная для Белозерья колоколовидная, но пропорции алтаря, основного объема, трапезной, окон - один в один! Я везде найду Белозерье...

По дороге на завод видели замечательный Тутаевских котов.


Потягушки.


Очередной резной домик. По-моему, похоже на модерн.


Замечательная надпись на входе на заводскую территорию. Расшифровываю: "Внимание. Снегопад. Дождь. Туман. Гололед".


И еще она табличка:


На колокольном заводе нам показали и рассказали все стадии изготовления колокола. Это формы. Глиняные болванки.


Наши на экскурсии. Внимают.




Экскурсовод. На самом деле это просто мастер этого завода. Но ведь Реставросу везде открыты двери, даже там, куда туристов не пускают!


Печь для плавки металла. Огонь зеленый, потому что там медь.


Готовые колокола.


Восковые фигурки, которые наклеиваются на ложный колокол, чтобы в форме получилось углубление. В результате на готовом колоколе оказываются такие выпуклые рисунки.




Обычная картина: Юра что-то вещает, девушки ему внимают.


После колокольного завода пообедали и в рабочей одежде пошли к Казанскому храму. По дороге, конечно, экскурсия продолжилась. Памятник Ушакову. Оказывается, он уроженец этих мест.


На экскурсии. Юра и два Славы.

Да, забыла написать. Нас там было каждой твари по паре. 2 Славы, 2 Андрея, 2 Юры, 2 Кати, 2 Светы, 2 Наташи. Вот такое удивительное совпадение.
Катя, Алексей, Вика.


Света.


Настя.


Юра на пенечке.


Романовский традиционный лёвик.


Дошли, наконец, до Казанского храма. И, разумеется, прежде чем работать, начали срочно фотографировать. Освещение способствовало.




Наташа.


Даниил сурьезный. Настоящий фотограф!


Воскресенский собор.


Романов. Левый берег.


Крыльцо Казанского храма.


Казанский и Воскресенский.


Волга...




Я на колокольне Казанского храма.


Работа у нас была такая: часть девушек вычищали трапезную, где ничего не готовили года 2 судя по ее состоянию. Причем Костя отправлял туда греться, но я видела, как оттуда пытались вымести снег. Часть девушек чистила ковровые дорожки. Ребята прибивали полиэтиленовую пленку к окнам (утепляли), а я нарезала эту пленку и частично тоже прибивала ее реечками. Тем временем стемнело, и работать стали при фонарях. Очень интересно смотрелись люди со звездой во лбу. Ну я была такая же. Работу снимал Даниил, надеюсь, фотки будут. А за рекой светился Воскресенский собор. На этот раз мне удалось опереть фотик на оконную раму и поиграть с разными выдержками.


Вечером снова были танцы. Народ уже по несколько раз на дню спрашивал меня: "А танцы сегодня будут?" Мы повторили вчерашние танцы, выучили еще "тот, где сходятся" (Virginia Reel), и я научила народ танцевать польку. Станцевали Eva Three Step и Military Two Step. Удивительное дело! Нам время от времени не хватало леди! Манов было хоть отбавляй. Полечный шаг все освоили, но в фигурах танца путались нещадно. Фоток у меня мало, так как танцевать самой приходилось постоянно.
Бранль.






Кружок в Fairy Ring.


В конце Юра и Костя сымпровизировали под шотландскую музыку танец кузнецов.






В последний день сначала почти все ходили на Пасхальные Часы, а потом все пошли в музей. Музей - это просто что-то! Как же жаль, что у нас было так мало времени! Это банк конца 19 - начала 20 века, причем ни одной витрины, ко всему можно приближаться, рассматривать, трогать. Там и столы и конторки того времени, и несгораемые шкафы, и деньги, и печатные машинки, и даже вообще устройство комнат. Вторая часть музея - дом начальника банка. Там прихожая с зонтиками и гардеробом, сервированная столовая, спальня хозяйки с туалетным столиком и всякими сюсечками, корсетом, чулками, гардеробом, набитым платьями, перчатками и всем, что необходимо было женщине, кабинет хозяина, библиотека, комнаты для слуг-мужчин, для горничных. Кроме того, музей романовской овцы и музей романовского гвоздя. Но последнее пришлось посмотреть буквально одним взлядом, так как нас ждал завтрак и автобус. Возвращались в Ярославль снова на ЦРБшном автобусе, потом на 2 электричках: Ярославль-Александров 14:55 и Александров-Москва (связку изменили, раньше связка была позже). В автобусе пели, в электричке играли в разные игры. Давно не получалось такой классной, такой веселой и такой интересной поездки.

Comments

Неплохой такой отчетец :)
Ради такого сообщество себя оправдывает.
Спасибо.
А ему разве нужно оправдание? Мы же не занимаем никаких платных ресурсов!
Оно нужно нам самим :)
Когда сообщество становится чем-то отличным от просто скопированной новостной ленты сайта Реставросъ, то оно обретает смысл.
А, в этом смысле! Я согласна. Но на самом деле лично для меня оно имеет смысл и просто как копия новостной ленты, так как на сайт реставроса я лажу довольно редко, а френд-ленту проверяю регулярно. И могу, таким образом, именно из копии новостной ленты узнать последние новости. А еще вдруг кто-нибудь чужой залезет в это сообщество, заинтересуется (тут и фотки кстати) и решит попробовать съездить с нами?
Кать, спасибо огромное за отчет. Сколько всего изменилось за полтора года в Романове: новая лестница, да еще с подсветкой;"Ирбис";обновили Воскресенский собор;памятник Ушакову и т.д. Фотки замечательные, открыла для себя новые ракурсы и детали. Особенно понравился ночной вид Воскресенского собора.
Ирбис - не всегда. Он принадлежит хозяину колокольного завода, и Юра с ним специально договаривался, чтобы его пустили. Для нас. :)
Да, "Ирбис" - это чудо! Хорошо что договорились, весь день думаю о новой лестнице на правой стороне:))
А чего о ней думать-то? :)))
Красивая:))
Спасибо за рассказ, даже и добавить нечего ;)

Только вот про богослужение в Романовских храмах:
удивительное дело, как мало там народу: приход в каждом из действующих храмов (их четыре в Романове) не больше 10 человек и когда мы пришли на Царские часы в пятницу утром нам очень обрадовались: они такого количества прихожан давно не видели...
А после службы, когда к кресту подходили, нам отец Михаил каждому подарил иконку и покропил святой водой :) Это было так неожиданно - ведь мы всего то пол раскопали...

А еще в четверг утром мы со Светой были на Литургии в Крестовоздвиженском соборе у отца Антония. Отец Антоний его недавно начал восстанавливать (лет 5, если я правильно поняла) и на стенах еще нет ни штукатурки, ни икон - кирпичные стены просто, вообще на иконостасе только две иконы и еще в алтаре, наверное, есть. А во время службы девушки пели знаменным распевом - это такой тягучий, одним голосом - так раньше во всех храмах пели. И у нас создалось ощущение, будто мы находимся на службе первых христиан в катакомбах (наверное, там все не так было, но мы же об этом не знаем...), когда ничего не отвлекает и все мысли - к Богу...

Очень хочется туда вернуться!

Настя
У тебя есть все шансы! Может быть, летом будет туда смена. Но на самом деле есть и еще много интересных мест, где стоило бы побывать. Если получится, выбирайся в Белозерье в конце января. Поверь, оно того стоит!
Зимой в Белозерье не получится :( - у меня же нет каникул, а до лета еще дожить надо ;)
Полностью согласана: "И у нас создалось ощущение, будто мы находимся на службе первых христиан в катакомбах (наверное, там все не так было, но мы же об этом не знаем...), когда ничего не отвлекает и все мысли - к Богу... "
Несколько лет назад отец Антоний служил молебен об окончании летних смен. Мы стояли в полной темноте со свечами в руках, отец Антоний читал богослужебный текст и время текло незаметно, так бы стояли и молились.

(Anonymous)

Прекрасная поездка и рассказ...
еще не встречал настолько полного отчета о поездке Реставроса.
после прочтения хочется сказать только: "как жалко, что меня там не было"...
Спасибо! Такие рассказы побуждают к участию в выездах Реставроса.

Предлагаю подать заявку для размещения "письма" (Катиного) на сайте Реставроса с целью ознакомления с ним бОльшего числа людей:)
Спасибо. Думаю, надо не письмо на сайте Реставроса вывесить, а ссылку на него.
Кстати, а кто это?

(Anonymous)

Андрей, но вы меня не знаете...как минимум лично:)
а ссылку...мне кажется, что если поездка под эгидой Реставроса, то и вся инфа о происходящем в организации должна быть на официальном сайте...это создает ощущение цельности...
чтобы человек мог в одном месте получить наиболее полную и исчерпывающую информацию (а не на множестве др. ресурсов).
чтобы Он смог мог почувствовать, что это не "междусобойчик" уже давно знающих друг-друга людей, что и Ему будут рады...
чтобы и Ему захотелось стать членом Р~ст и участвовать в жизни организации.
Кстати, с прошедшим ДР!:)))
Спасибо! А почему на "вы"?
Не знаю насчет того, чтобы все было в одном месте. С одной стороны, это хорошо,с другой - я не знаю наших ресурсов. Потянет ли сайт все такие отчеты.

(Anonymous)

Я посчитал, что лучше сначала на "вы", чем сразу на "ты"
такое обращение не обидит, а только может вызвать недоумение...если это не привычно слышать:)
...навеяло...:))))
Пустое Вы сердечным Ты
Она обмолвясь заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила...

сайт на бесплатных хостингах, конечно не потянет...но если его перевести на платный, то вполне...
и средств не так много понадобится...где-то по 100р за год с каждого, кто был в поездке в Романов:)))
Нет, я понимаю, что дело здесь в общем-то не в деньгах. Просто нужен кто-то, кто действительно занимался бы этим. Сейчас у нас временная версия сайта. Мне кажется, что все фотоотчеты лучше собирать все-таки на постоянной. Вот за нее и будет смысл платить.
А я знаю Владислава! :) Мы с ним прихожане одного и того же храма!
Это не Петра и Павла в Ясенево?
Здравствуйте! Я сюда к вам забрела совершенно случайно... И мне тут очень понравилось... А где-нибудь можно поподробнее узнать о вашем обществе? Мне это очень интересно... Я сама из Ярославля, сейчас учусь в Москве на реставратора станковой масляной живописи(перед этим училище закончила на реставратора темперы) А в Воскресенском соборе тоже реставрировала как-то(году в 2003))))
Здравствуйте! "Общество" - это Добровольческое Объединение Молодежи "РеставросЪ". Кроме таких небольших поездок, у нас бывают работы на Москвоских храмах (еженедельные, 1 день в неделю 1 храм, кроме четверга) и 2-3недельные летние смены. Работа добровольческая, без оплаты и без навыков. Подробнее можно прочитать на сайте www.dom-restavros.ru или можно задать мне более конкретные вопросы :)