скоттиш

katya_ko in restavros

Белозерье!!!

Белозерье. 28 января - 6 февраля 2007 года. Итак, я вернулась. И не только вернулась, но и привезла более 500 фотографий. Все выложить, конечно, не смогу, да и незачем. Но приличный фотоотчет составить придется. Наверное, для удобства разделю на несколько частей. А пока начнем с самого начала.

Поездка задумывалась давно. И еще несколько месяцев назад было оговорено, что в поездке будет руководить Костя, но сам он уедет из Москвы на день раньше на панихиду по Александру Николаевичу Плигину, а группу в Вологду повезу я. Так и получилось. Я встречалась с ребятами на Комсомольской, не зная точно, сколько человек я должна встречать. Нашим поездом, Череповецким, ехало 5 человек и еще 3 - Вологодским. Встречались все на вокзале в Вологде. Встретившись, купили билеты на дневной автобус до Кириллова и прямо на автовокзале я рассказала историю Вологды. Уж очень холодно было на улице, где-то минус 20. Стоять на таком морозе и что-то рассказывать, откровенно говоря, не хотелось. Потом оставили вещи в дружественном нам храме Николая угодника неподалеку от вокзала, попили там чай и поехали на службу в Димитриев Прилуцкий монастырь. Причем ехали мы на автобусе "До Возрождения"!

И попали на архиерейскую службу: служил Владыка Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Там же встретили Надежду Александровну Плигину. Все-таки тесен мир: вчера она была вместе с нашими на Спасе (из наших там были Костя, Илья Монахов, Миша Дмитрук и Кучкины), а сегодня встретилась уже с другой группой реставроса в Прилуках. На улице было потрясающе красиво: снег лежал на храмах и на каждой веточке и светило неяркое солнце. Наконец-то зима!

Из Прилук отправились в центр Вологды, к Кремлю:

Посмотрели кремль снаружи, сходили в музей на иконы и кружево - самое интересное - и нужно было уже мчаться в храм за вещами и на автовокзал - на автобус в Кириллов. В автобусе в Прокино к нам подсели замерзшие пришедшие со Спаса Костя и Юра. Наконец-то я не была командиром. Но отношение ко мне как ко второму командиру сохранялось у народа всю поездку: со всеми вопросами шли ко мне. Мне даже надоело всем говорить: "Спроси у Кости".
Доехав до Кириллова, мы заселились в Странноприимный дом и пошли на трапезу в монастырь. Рядом с трапезной на лестнице спал вот такой кот:

После ужина пошли гулять вокруг стен Кирилло-Белозерского монастыря. Это Белозерская башня, освещаемая светом, исходящим от фонарей и отражающимся от снега. И луна.

И погуляли по озеру. В том месте, где мы раньше всегда купались и где была группа деревьев, осталось всего одно дерево. А жаль. В жару под ними спрятаться было очень приятно. На озере стоял крест, вырезанный из озера же на Крещение:

Утром после завтрака опять же в монастырской трапезной пошли гулять по монастырю. Мороз был...

Костя еще что-то рассказывал на этом морозе.

Преображенская церковь:

А деревья были покрыты наледью, так что стали похожи на сакуры:

Вологодская башня в дымке:

Костя у плана монастыря. Не понимаю, зачем он так себя мучает и ходит на территории монастыря без шапки.

Слава:

Костя вспомнил фразу про Кириллов из путеводителя 60-х годов: Могучие башни как ракеты устремляются в космос, а на башне над воротами воздвигнут ангел в натуральную величину. Мы всю поездку потом ржали над этим "ангелом в натуральную величину". Я даже не могу теперь петь строчку из Белой Гвардии "Ангел небо ниткой зашил Синей и голубой". Вот он, этот ангел:

Тем же утром мы поехали в Горицы. Вот он, Горицкий Воскресенский монастырь:

Костя проводил экскурсию, зачитывая из книжки Константина Ивановича Козлова, основателя Реставроса:

На бывшей территории монастыря. Сохранился ледник. Настоящий, с толстенными стенами и низкой крышей. В такие ледники складывали лед зимой, и летом он еще лежал, и на нем хранили рыбу, молочные продукты и все, что надо. А говорят, холодильников не было.

В монастыре мы зашли в новый действующий храм, который когда-то был при больнице, и нас накормили в трапезной. После обеда надо было уже очень быстро идти, так как еще была запланирована Маура. Но вышли мы из трапезной уже на закате:

Лес на склонах г. Мауры какой-то совершенно невероятный - огромные деревья, засыпанные снегом:

Юра в своей дубленке и меховой шапке был ужасно похож на какого-то лесника, берданки только не хватало:

Катя под елкой как снегурочка:

Наконец добрались до вершины. Часовня выглядела в этом тихом заснеженном лесу совершенно естественно, на месте, как будто стояла здесь всегда:

Поклонный крест:

Были уже сумерки:

Мы остановились на Мауре ненадолго. Костя рассказал, что это за место:

Маша:

И мы прочитали молитвы прп. Кириллу Белозерскому и забрались на колокольню. Вот такой вид открывался с нее. Вот он, настоящий Русский Север:

Тем временем становилось все темнее...

...и мы быстрым шагом стали спускаться с горы. Костя хотел дойти до Кириллова по старой Кирилловской дороге. Но дорогу замело совершенно. Мы пошли по следу бурана, утопая в снег по щиколотку, а то и по колено. Пройдя 1,5 км, мы увидели, что след бурана уходит в сторону. Надо было или идти через совершенно неутоптанный снег до Кириллова, или повернуть обратно и идти к нормальной автомобильной дороге. Мы, конечно, выбрали второй вариант и, пройдя через лес в темноте, спасибо хоть луна была яркая, вышли на дорогу. После примерно 10 км ходьбы по дороге я была вот такая:

Войдя в первый попавшийся в Кириллове магазин, наконец-то попробовали Вологодский снежок. Впервые за эту поездку. И он сразу стал традицией.
На следующее утро встали рано и поехали в Ферапонтово. Было пасмурно. По дороге к монастырю я сняла вот эту баньку на Бородаевском озере. По-моему, в этих пейзажах есть что-то истинно русское:

В монастыре нам удалось-таки попасть в собор Рождества Богородицы, расписанный Дионисием. Раньше зимой он всегда был закрыт из-за температурно-влажностного режима. А в 2005 году положили полы с подогревом, и теперь иногда пускают посетителей (не всегда, и нас тоже сначала не хотели пускать) и зимой. И, конечно, по монастырю побегала с фотоаппаратом. Всю архитектуру выкладывать не буду, пожалею ваши глаза и траффик.

Вид из-под ворот на Бородаевское озеро:

И наши у Святых ворот:

По дороге от монастыря Юра попросил снять кованую ручку калитки. Уж больно ручка хороша:

А это картинка на магазине Кирилловского райпо. Здесь не видно, но там обозначена продукция (колбаса, лимонад, творог, вино и др.) с ценами. Цены из разряда творог 75 копеек за килограмм.

До автобуса у нас еще оставалось время, и мы пошли сначала в магазин - согрелись и напились кирилловского лимонада - и на качели.

Слава и Наташа на качелях:

Костя, Юра и Маша:

Крылааааатые качели...

После Ферапонтово мы еще пошли на экскурсию в Архимандричий корпус Кирилло-Белозерского музея. Как вошли в теплое помещение, так стали моментально засыпать. Но экскурсовод попался... По виду Винни Пух, а по взглядам... Типа монастыри основывались не в духовных целях, а исключительно в экономических. Это царь Кирилла послал, так как нужна была тут крепость. И главное для монахов было - накопить богатства. В общем, мы проснулись сразу просто из чувства противоречия.
Вечером за чаем в женской комнате:

На следующее утро у нас было запланировано продолжение экскурсии с тем же экскурсоводом - на этот раз по территории монастыря. Вышли из дома на рассвете.
Вот он, наш странноприимный дом с туалетом, в котором -25 градусов:

И Кирилло-Белозерский монастырь на рассвете:

Белозерская башня:

Церковь Иоанна Лествичника:

Входная аллея:

Солнце уже взошло:

На карнизах сидели голуби:

А вот просто рассветные виды всякой архитектуры:

Эксурсанты:

Церковь из затопленного села Бородава:

Часть этих рассветных фотографий Костина, потому что он отобрал у меня фотоаппарат и бегал по территории отдельно. И, конечно, я не стала кидать сюда ВСЕ фотки. На них никакого ЖЖ не хватит.
После этой экскурсии пошли в музей Дом Бриллиантовых. Я там еще ни разу не была. Очень интересно! Собрана информация об одной семье, жившей в начале 20 века в Ферапонтово. Интересно просто с человеческой точки зрения. Судьбы дворян в начале 20 века... Пожалуй, эта тема еще долго будет одной из самых волнующих для многих. В частности, и для меня.
После экскурсии по музею экскурсовод немного рассказала на свежем воздухе об истории города Кириллова:

А Катя в это время рисовала. Практика институтская у нее такая.

После экскурсии, сыыыытно поев в столовой (там были и ватрушки с брусникой! Почти стекутта!), пошли в магазин Куракинской керамики. Там к нам спустился сам Виктор Мишинцев и предложил отвезти нас на Золотуху, посмотреть новую часовню, которую мы (реставросъ и я в том числе) помогали строить в 2004 году. Помощь, конечно, была очень маленькая, мы только корили бревна, а ребята работали рубанком. Но все равно есть ощущение, что мы имеем к ней отношение. И это очень приятно. Но в тот вечер нам надо было уезжать в Белозерск, и пора было уже идти собирать вещи. Правда, и упускать такую поездку не хотелось. В общем, разделились на 2 группы, и пока вторая группа собирала вещи, первая (5 человек. Маша уехала за день или 2 до этого. Просто сорвалась и уехала пересдавать какой-то зачет) села к машину к Виктору (я полувисела боком над задним сиденьем) и поехала на Золотуху. Благо недалеко. Вот она, новая часовня Новомучеников и Исповедников Российских, поставленная на месте расстрела Ферапонтовских крестьян, защищавших монастырь от разграбления в 1924 году и братии Кирилло-Белозерского монастыря. Поставил ее отец Алексий Фомичев осенью 2004 года.

На обратном пути я через окна машины сделала пару фотографий. Это Сиверское озеро:

И монастырь через лобовое стекло:

Пока мы шли с вещами к автостанции, мне удалось снять еще пару закатных кадров:

Автобус Кириллов-Переправа теперь ходит не каждый день, а через день. По мнению местных, он и без нас был полный. Но мы, конечно, влезли. И даже почти все сели. Правда, пришлось взять на колени тяжелые рюкзаки.

Да, в этот день к нам неожиданно присоединились еще 2 девушки - сестры Лида и Аня. Так что в Белозерск нас приехало уже 11. Мы перешли по льду Шексну и сели в автобус Переправа-Белозерск, который довез нас до Белозерского автовокзала. Отсюда начинается Белозерская часть эпопеи. Думаю, я оставлю ее на следующий пост.

ЛЕПОТА!!!
Жду продолжения!
Жди-жди! Жаль, что вы не смогли поехать.
Поддерживаю предыдущего оратора :)

А из парней там были только Костя, Слава и Юра? Что-то как-то совсем немного.
Немного. Но так как поездка была нерабочая, то это было ничего.
хочется туда поехать и там остаться жить!