скоттиш

katya_ko in restavros

Белозерье - часть 2.

Продолжим.
Доехали мы до Белозерска в темноте. Заселились в Дом купца Сераго, где располагается дружественный реставросу Центр Ремесел. Аж на третьем этаже упомянутого дома. Всегда жили на втором. И на второй этаж лестница еще нормальная, крутая, конечно, но ступени новые, ровные, а вот на третий... Один пролет такой, каким остался от дореволюционной бытности дома. Ступени сильно закругленные от годов хождения по ним. И еще покрашенные. Скользкие страшно! Ходили по ним медленно, держась за стену. Не все правда...
На следующее утро работники Центра Ремесел устроили для нас экскурсию по мастерским. Там и ивоплетение, и гончарка, и плетение из рогоза, и из бересты, и роспись по дереву, и ткачество (на деревянных станках-кроснах, какие в музеях стоят)... Пока наши пошли смотреть на ремесла и что-то пробовать, Костя, Юра и я пошли на прием в Белозерскую администрацию. Пообщались с мэром и его помощниками, директорами Белозерского музея и Центра Ремесел. Обещали содействие. Дело в том, что РеставросЪ ездил в Белозерск еще с 1988 года, хотя назвался Реставросом только в 1990 году. И с тех пор каждое лето было по 1-2 трехнедельных рабочих смены человек по 30. Но с 2002 года смен в Белозерске не было. Просто не было работы для нас. РеставросЪ, конечно, заезжал в Белозерск из Волокославинских смен, но заезд на 1-2 экскурсионных дня - это ж не отдельная смена! А в 2006 году Реставроса в Белозерске не было вообще. За это время сменилась администрация и директор музея. И оказалось, что работы-то для нас непочатый край! И нас любят и хотят видеть! Все это очень приятно.
Вернувшись домой, обнаружили, что к нам присоединился еще один человек (на этот раз запланированный) - Даша Пушкина. Погода стояла солнечная и морозная. Мы оделись и пошли сначала в музей. В музее истории края (в церкви Петра и Павла) сильно изменилась экспозиция. Иван Михайлович Верещагин, автор некоторых книг по Белозерску и этой новой экспозиции, провел нам экскурсию. В конце показал, как добывать огонь трением деревяшек:

Юра с каменным топором на фоне новой диарамы:

Аня, Даша, Наташа, Лена:

Вика, Катя, Лида:

Потом пошли в сторону Валов. Улица Дзержинского. Да, просто улица! Я так люблю Белозерск, что готова фотографировать здесь даже просто улицы.

Веточки

Экскурсионная остановка. Костя что-то рассказывает. Кажется, о торговых рядах.

Церковь Иоанна Богослова рядом с Валами. В советское время тут была пожарная часть, и машины выезжали через алтарь. А сейчас вообще непонятно, что в ней.

Холллоддддно...

И барка-белозерка с драконом на носу, и камень рядом с Валами на месте. Все как всегда.

Конечно, поднялись на Валы. Как же без этого? С Валов и надо начинать знакомство с городом.
Белозерское педучилище. Вид с Валов.

Мост через ров.

Классический вид с Валов на лабазы конца 19 века и на Спас-на-канале.

За Спасо-на-канале Белое озеро. Действительно белое.

Купол Успенского собора и верх колокольни Богоявленской церкви. С огромным зумом, конечно.

Костя

Символичная фотография получилась.

Даша

Преображенский собор. Вид с Валов.

Наши у Преображенского собора.

Прогулявшись по Валам, мы пошли в музей Княжеская Гридница. Это реконструированный зал для пиров князя и его дружины. Со всевозможным оружием, одеждами и оформлением века 10-го. Нас там ждали. Но там у меня запотел объектив, поэтому фоток удалось сделать очень немного, уже когда он распотел. Девчонки греются у изразцовой печки.

А на двери туалета остались надписи, которые сделал еще Реставрос году в 2000м, не позже. И ведь они сделаны мелом! Взял мокрую тряпку да смыл. Спасибо большое Игорю Ручину, главе Гридницы, что сохранил их. Теперь это уже история. Расшифрую, если кому непонятно: Добро пожаловать! Мадамский, Жентельменский. Часы работы с 10 до 17. Перерыв на обед с 13 до 14. Выходной суббота-воскресенье. С внутренней стороны двери: РЕГЛАМЕНТ. Большое дело 2 мин 15 сек, мало дело 0 мин 45 сек.

Когда мы вышли из дома, уже стемнело. Ужин Костя варил в котелке в печке. Такие вкусные макароны получились!

После ужина часть народа пошла гулять. Мы ходили на озеро, и Юра и Катя на нем что-то вытоптали. Это мы увидели утром.
Церковь Петра и Павла утром:

Георгиевский храм, он же кулинария, он же магазин "Петрович".

Экскурсия

Вот такие таблички с дореволюционными названиями улиц вешал некогда РеставросЪ. Приятно ходить по городу и видеть то, что сделано твоими руками или руками твоих знакомых.

Домик на пересечении улиц Дзержинского и Коммунистической.

Дошли, наконец, до Спаса Всемилостивого. Он же Спас-на-канале.

Кресты были покрыты изморозью, так что стали еще более фигурными.

Храм опоясан изразцами.

Даша в своей укутанности похожа на ниндзя.

Потом пошли через канал к озеру. Белозерский канал:

А вот то, что написали вчера вечером Юра и Катя. Вместе с тенями получается фотография "РеставросЪ на Белом озере".

Волнорез. Как же здорово лазить по нему летом! Это отсюда он кажется маленьким, а на самом деле каждый бетонный тетраэдр, из которых он и состоит, больше человеческого роста.

А вот такие проруби организует на канале местная администрация. В них полоскают белье. Да, в городе (!!!) до сих пор полоскают белье в проруби.

Подошли и к обелиску, поставленному по поводу окончания строительства Белозерского канала. Их всего 3, в Белозерске и на разных концах канала (причем один из них после строительства Волго-Балта оказался отдельным островком), и все 3 я видела собственными глазами.

Двуглавый орел в советское время был с него содран, но табличка осталась. Расшифровываю: "Канал сей сооружен во управление путями сообщения и публичными зданиями Генерал-Адъютанта Графа Клейнмихеля"

Купеческий дом

Преображенский собор.

А вот этот домик много лет мечтал купить РеставросЪ. Домик стоял разоренный, с выбитыми окнами. А вот сейчас он ухоженный и покрашенный. Что ж, мы опоздали.

Ильинская церковь - одна из самых известных церквей Белозерска. Ей около трехсот лет.

А вот в Покровской церкви в советское время была котовальня - завод по валянию валенков. Кислоты изъели церковь, и сейчас она стоит в ужасном состоянии. А один из станков стоит теперь в музее валенка в Мышкине. А какая красивая была эта церковь когда-то!
Сейчас.

В 1909 году. Фото С. М. Прокудина-Горского.

Традиционная для архитектуры Белозерья 18 века деталь - "Ушастый" наличник.

Катя

Костя, Наташа, Лена

Лена

Костя экскурсоводит.

А это я посмотрела наверх и увидела над собой вот такую красоту.

Посмотрев Ильинскую и Покровскую церкви, мы пошли в Валы. Там нас ждала экскурсия в музее Русская Изба. По дороге. Традиционный для Русского Севера дом с чешуйками.

Крест Преображенского собора.

В Русской избе очень интересно рассказали про традиции Белозерской свадьбы. А экспозицию крестьянского дома нам особо показывать и не пришлось. Мы все знали и так: и прялку, и швейку, и мутовку, и мельничку, и чем отличается лавка от скамейки... Вышли из Русской избы уже на закате и побежали к Спасу на Канале, где нас обещали пустить на колокольню.
Педагогическое училище. Бывшая духовная семинария.

Преображенский собор на закате.

Мост через ров. Снято на бегу.

Лабазы. Также на бегу.

Спас-на-канале.

Вид на город с колокольни Спаса-на-канале.

Белое озеро. Где озеро, где небо?

На колокольне.

Сестры Аня и Лида

Потом была экскурсия в музей Сергея Орлова. Там сильно переменили экспозицию, и она теперь на самом деле интересная. Даже захотелось почитать его стихи. После музея - общепит. Хорошо, что еще где-то остались такие столовые советского типа.

А потом - домой. Петь песни. Завтра уезжает Лида.

Вика

Даша

Наташа

Аня

Даша с фотиком.

Катя. Мама говорит, что она тут похожа на девушку из какого-нибудь романа времен Джейн Остин. Лицо того времени.

Лида.

Сестры Лена и Наташа.

На следующее утро мы пошли на Успенскую горку. Можно было бы, конечно, пойти туда в воскресенье утром (а сегодня уже была суббота), но сегодня уезжала Лида, и нужно было, чтобы и она увидела эту красоту. Погода, правда, была не очень фотографическая.

Успенский собор.

Действующая Богоявленская церковь.

Икона Собор Белозерских святых". Моя мечта когда-нибудь ее вышить.

Нас пустили и в Успенский собор. Но моя надежда на цифровой фотоаппарат не осуществилась: после того, как зимой 2005 года вломились в храм и украли Царские врата, фотографировать внутри запретили. Очень жаль. Я так хотела отснять Звенигородский чин! Как всегда, мы поднялись и в потайной храм.
Посадив Лиду на автобус, подошли к Спасу на горе...

А потом пошли к Баженовской церкви. Удивительно, но у меня почему-то нет ни одной ее фотки. Наверное, у меня было нефотографическое настроение. Да и погода не очень располагала. Но вот дом Бабы Шуры я сняла. На память. Хорошо, что я успела с ней познакомиться и даже побывать у нее в гостях. Да, я была одна из последних реставросовцев, видевших ее живой.

На следующее утро мы пошли на службу. Воскресенье ведь! Я пошла минут через 20 после остальных, одна. Утро было радостное, тихое.
Дом купца Капарулина.

Дом Сераго.

Советский проспект утром.

Богоявленская церковь.

Успенский собор и Богоявленская церковь.

Днем уезжали Аня и Даша.

Проводив их, мы пошли к Параскеве Пятнице.
Деревянный модерн.

Параскева Пятница оказалась на территории, обнесенной забором, а рядом с ней построен дом из серии тех, которые возводят новые русские в подмосковье. Хорошо ли это будет для храма? Уцелеет ли он вообще?

"Ушастые" наличники на Параскеве Пятнице.

Потом мы провожали Лену и Славу
Катя с котом

Катя, Вика и я на автостанции.

Сестры.

Вернувшись домой, стали выполнять поручение Юрия Алексеевича - чистить дорожки вокруг Дома Сераго. Лопат хватало, все сделали быстро, хотя нас и осталось всего 7 человек, а Костя даже вычистил весь двор. Следующим утром тетушки-работницы Центра Ремесел охали: "Всегда были тропинки расчищены, а сейчас смотри, все поле!". Вернулись домой согревшиеся! Попив чаю, пошли танцевать. Это уже становится традицией в Реставросе.
Fairy ring

Virginia Reel

Ladies' turn

Еще кусочек Fairy Ring

Следующий день был нашим последним днем в Белозерске. Поэтому мы пошли туда, куда больше всего хотелось - на Белое озеро.

Домик, который мы окапывали в 2001 году. Канава все еще жива.

Костя решил залезть на эту вышку и взял у меня фотоаппарат.

Но по пути на вышку у него окончательно замерзли батарейки, и он смог снять всего один кадр:

Перед отъездом устроили маленький настольный фейерверк.

Обратная дорога - это отдельная история. Мы поехали в Череповец на последнем автобусе в понедельник, ожидая, что уж в будний день мы спокойно сможем купить билеты на поезд. Оказалось... что состав Череповецкого поезда сократили, и билеты есть только купейные "с дополнительными услугами". За 2000 с лишним. Что делать? На плацкарт были билеты только до Вологды, и мы взяли их. Через Вологду идет больше поездов, и мы надеялись там взять билеты на какой-нибудь проходящий поезд. Но... билетов на ночь не оказалось! Ближайшие билеты были на 6:22. Что ж делать, купили билеты на этот поезд в общий вагон, и Костя пошел в дружественный Николаевский храм пытаться договориться о ночлеге. Я была абсолютно уверена, что там будет сторож, который скажет, что без батюшки он никого не пустит, а батюшку будить он не собирается. Но, что удивительно, в храме ночевал сам батюшка! И он нас пустил спать в помещение под храмом - трапезную и воскресную школу. Поспав там на полу до половины шестого, мы сели в поезд и вечером во вторник, 6 февраля, были в Москве. До свидания, Белозерье! Надеюсь, до скорого свидания.

Велик соблазн увидеть этот город!
Когда ж я утолю духовный голод?)))
отличные фотки....я там была очень давно, там здорово!
Да, и правда, очень красивые фотографии! Я в Белозерске никогда не была, но уже давно хочу туда поехать, тем более это Родина моего дедушки и других родственников, и я много слышала о нем. А посмотрев эти фотографии, еще больше захотелось посетить этот прекрасный край!
Спасибо, Катя! Очень заразительный рассказ с очень удачными фотографиями. Залезла в ЖЖ посмотреть, не интересуется ли кто-нибудь книжкой Константина Ивановича о Белозерске после Костиного объявления, и зачиталась описанием вашего путешествия. Не смогла оторваться до самого конца и получила такое удовольствие -- и от текста, и от видов, и от немножко забытого мною духа Ръ -- поймала себя на том, что, читая и рассматривая, не могу сдержать улыбки...
Радуюсь, что у Ръ появились желание и возможность вернуться в этот город не только путешественниками, и надеюсь, что это возвращение будет плодотворно и для города, и для всех, кто соприкоснется с ним.
Неужели книга все-таки будет издана? А все уже готово? Дело в том, что с тех пор, как книга была написана, очень многое изменилось в Белозерье. Раз на книге будет стоять год издания 2007 (я очень надеюсь на это), то, по-моему, необходимо сделать сноски, освещающие современное положение вещей. Например, "метеор" не ходит с 2002 года, часовня на площади в Белозерске в настоящее время передана церкви, в Горицах появился действующий храм на территории монастыря и т. д. и т. п. Если Вы решите, что нужно составить эти сноски, то, наверное, будет лучше всего, если этим займутся Костя, Олег Костенко или я, так как мы в последнее время ездим в Белозерье. Кроме того, я работаю корректором. Если нужно, я могу предложить сделать корректуру книги. Бесплатно, конечно.
Да, и вот еще что. Будут ли у книги иллюстрации? Если да, то какие? Есть разнообразные фотографии, собранные мной за годы моих поездок по Белозерью (не только мои фотографии), есть также цветные фотографии начала 20 века. Фотографии С. М. Прокудина-Горского. Наверное, было бы очень здорово включить их в книгу.

О книге

Добрый вечер, Катя! Макет книги, действительно, практически готов и изданием книги занитересовалось издательство "Северный паломник", директор которого считает, что ее нужно издавать к сезону, т.е. к лету. Вопрос -- в тираже и деньгах, поскольку книга, как и хотел Константин Иванович, будет полноцветная, с большим количеством фотографий автор -- а это удовольствие довольно дорого. (Без фотографий нам давно предлагали издать, или черно-белую, но он сам от этого отказался).
Комментариями к тексту Костя сейчас обещал вплотную заняться. (Олегу Костенко я давала рукопись для этого года два назад -- она и ныне у него...) Если есть возможность сделать корректуру -- была бы очень благодарна. Но хочу сказать, что имею в виду именно корректуру, а не стилистическую и прочую правку. Думаю, что это можно будет обсудить с Костей и совместить с внесением комментариев. Только особенно не затягивая времени. А то может еще 10 лет пройти :-).

Re: О книге

Хорошо. Только мне нужно то, что корректировать. То есть сверстанный текст вместе с фотографиями. Так как переносы, например, тоже нужно посмотреть.
А как с фотографиями? Есть ли фотографии всех описываемых мест? Например, Новоезерского монастыря, Зосимо-Ворбозомской пустыни, Шужгорского храма, храма на острове в Ковже и т. д.? И как насчет Прокудина-Горского? Мне кажется, это замечательная иллюстрация к текстовому материалу о том, что было в каком-то месте до революции.

Катя, добрый вечер! Пока к публикации готовится только первая из трех книг Константина Ивановича -- собственно о Белозерске. Он сам успел подобрать для нее из своего архива фотографии, которые дают достаточно полное представление о городе и об озере. Также с разрешения музея были отсканированы и использованы архивные фотографии конца XIX - начала XX века -- чтобы показать утраченные храмы. Они (фотографии) черно-белые, и мы с Костей не пришли к единому мнению, имеют ли они отношение к Прокудину-Горскому.
Что же касается перечисленных мест вокруг Белозерска, то с подбором фотографий по ним для следующих книг придется еще серьезно поработать -- после (надеюсь, что это случится) выхода первой книги. В архиве Константина Ивановича они есть, но будет довольно сложно их идентифицировать; в этом, возможно, потребуется помощь.
Что же касается правки выходящей книги -- Костя взялся за текст сам, как и подобает командиру. Так что жду его комментариев и предложений.
Благодарю за заинтересованность и поддержку. Наталья

Re: О книге

Добрый вечер, Катя! Сегодня нам удалось встретиться с Костей, он передал мне распечатку книги с замечаниями. Мы с ним договорились, что по внесении правок я передам текст Вам -- для корректуры и на посмотреть фотографии, если Вы не против. Я еще не очень освоилась в ЖЖ и мне не удалось найти способа написать личное письмо. Подскажите мне, пожалуйста, такой способ, или -- если это не нарушит принятых в ЖЖ норм общения -- я могу оставить личный адрес, чтобы не обсуждать публично технические вопросы.
Я бы переслала макет сверстанной книги в виде pdf-файла, чтобы можно было проверить детали верстки и увидеть фотографии в цвете, а при необходимости распечатать. Будет ли это удобно, или лучше передать уже сделанную распечатку -- естественно, черно-белую, и тогда оценить вполне фотки не удастся?
Наталья

Re: О книге

Пишите просто мне на емейл: мое ЖЖшное имя, только слитно, без дефиса, @list.ru Пишу так заковыристо, чтобы защититься от спам-программ. PDF мне, честно говоря, читать негде. То есть я могу при большом желании найти, где посмотреть, ради фотографий, но полностью все вычитывать в ПДФе неудобно. Лучше бы распечатку. С другой стороны, мне же надо будет куда-то правку вносить! Или вносить ее на бумагу, а Вы внесете в верстку? В общем, пишите. Я готова с Вами встретиться в любой момент. Я хотела в понедельник поехать на Тульскую к Косте, если Вам удобно, можно было бы встретиться прямо там и обсудить какие-то вопросы вместе.